Свияжск 

Надгробие Флоринских на территории Богородице-Успенского мужского Свияжского монастыря

«ЧУРИКИ-МОКУРИКИ ОСТРОВА СВИЯЖСКА»


"Что такое "чурики-мокурики"?" - первым делом спрашивают все, кому попала в руки эта книжка. "Не знаем, - признаемся мы, - здесь так говорят". Вот про фанфурики знаем - это пузырьки из-под лекарств, ими свияжцы за недостатком водки медицинский спирт отмеряли. А чурики-мокурики в рифму фанфурикам получаются, хотя не имеют к ним никакого отношения.
Ну, с чуриками еще туда-сюда. Можно вспомнить детское "чурики" вместо "чур меня". Можно заглянуть в этимологический словарь, там "чур" - граница, край, что для острова, а наши герои живут на острове, является основной пространственной координатой. Остров - это всегда край, предел, пограничье… Тогда, может быть, мокурики - это то, что за границей острова? Мокрое место, вода…Если наша домашняя этимология хоть немного верна, то тогда смешная присказка "чурики-мокурики" вырастает в оппозицию "земля-вода". И тогда тетя Тамара, живущая у самой воды и по любому поводу поминающая никому неведомых "чуриков-мокуриков", на самом деле является носительницей коллективно- бессознательного образа двух основных стихий, явленных в словах почти языческого звучания (наш большой привет Карлу Густаву Юнгу, никогда не бывавшему на острове). Для нас же, авторов, "чурики-мокурики" - это небольшие фрагменты из жизни островитян, смешные и печальные, подсмотренные, подслушанные, и изложенные со всей доступной нам тщательностью.
Теперь о самом острове-граде (так его положено называть сегодня). Он расположен в самом центре европейской части России, на слиянии двух рек - Свияги и Волги, и, несмотря на свои малые размеры, имеет собственный герб - свидетельство его прежнего величия. На древнем гербе Свияжска изображен деревянный город, плывущий по реке, в которой плещется рыба. Герб воспроизводит реальную историю появления в 1551 году на Круглой горе крепости, солидного по тем временам фортификационного сооружения, откуда войска Ивана Грозного двинулись годом позже на взятие Казани. Крепостные стены были рублены в лесах Угличского уезда, и весной, сразу после ледохода, отправлены на судах вниз по реке, туда, где в перекрестье двух рек, Волги и Свияги, возвышалась Круглая гора. Но одновременно герб Свияжска отсылает и к сакральной истории: слишком очевидна аналогия с ковчегом, стремящимся найти спасение на вершине Арарата. Средневековое общество создавало свой мир по законам библейского мифа, поэтому даже вполне рациональные устремления молодого русского царя, нашедшего на Круглой горе стратегически удобный плацдарм для неожиданного броска на Казань, рифмуются с христианскими мифами, в которых "работают" мифологемы горы, острова, ковчега. Новый город, возникший на месте языческого капища, в тридцати километрах от столицы Казанского ханства, с самого начала претендовал на роль духовного христианского лидера в этом инородческом крае, что обострило все семиотические и мифологические аспекты его бытования. Малая территория, на который расположился город, стремительно застраивалась - за первые пять лет своего существования Свияжск обзавелся двумя монастырями и десятью храмами. Поразительно, что, несмотря на все исторические катаклизмы и время, прошедшее со дня основания города на острове, он и сегодня сохраняет статус "вечного города", выступающего посредником между небом и землей, мифологическое наполнение которого поддерживается возвращением на остров его первоначального хозяина - русской православной церкви.
Наша книга воспроизводит "культуру молчащих", людей, традиционно не осмысливающих свою жизнь через слово. В книге собран не только уникальный речевой, но и иконографический материал, расширяющий наше представление о мире так называемых "простых людей" в России ХХ века. Словарь, завершающий книгу, содержит исторические сведения о прошлом Свияжска и факты, необходимые читателю для более близкого знакомства с сегодняшними реалиями острова-града.
Мы благодарны своим друзьям - искусствоведам, художникам, фотографам, всем, кто отдал в книгу свои рисунки, картины, фотографии и дополнил ее "собственноушно" подслушанными "чуриками-мокуриками".
Марина Разбежкина,
автор
Рашит Сафиуллин,
художник

почта
на главную страницу


Сайт создан в системе uCoz